четверг, 14 марта 2013 г.

Пожилая женщина борется за свой дом - управление охраны культурного наследия способствует его уничтожению

НИЖНИЙ НОВГОРОД. Улица Новая, дом 46, известный как "дом купца Бурмистрова". Этого дома могло бы уже и не быть, если бы не мужество и энтузиазм его нынешней владелицы -- Лидии Александровны Давыдовой -Печеркиной. Она уже несколько лет ведет борьбу с коррумпированными чиновниками за свой дом. В 2013 году стало известно, что крупный застройщик намерен снести ее дом ради строительства элитного квартала. Дом, который по праву мог бы быть памятником истории и культуры, может быть уничтожен. А способствует уничтожению культурного наследия в Н.Новгороде ведомство, которое обязано защищать культурное наследие - Управление государственной охраны объектов культурного наследия.



Дом на Новой
Этого дома могло бы уже и не быть, если бы не мужество и энтузиазм его нынешней владелицы – Лидии Александровны Давыдовой -Печеркиной.
Она провела научное исследование истории этого дома, которое установило его историческую ценность. Но отстаивать его от сноса пришлось не только на бумаге, но и в буквальном смысле встав под ковш бульдозера.

Лидия Александровна, изучая архивные документы, выяснила, что дом существовал ещё до 1849 года и был родовым домом Дмитрия Михайловича Бурмистрова – представителя известнейшей фамилии и общественного деятеля Нижнего Новгорода. Бурмистров в свое время избирался в комитеты Мариинской женской гимназии, родовспомогательного заведения (роддома №1 на Варварской улице), детских приютов, в комитеты Общественного Николаевского и Государственного банков, был старшиной Ярмарочного биржевого совета, а с 1883 по 1899 год (год его смерти) избирался Городским собранием в гласные, то есть, был депутатом Нижегородской городской Думы. За свою общественную и благотворительную деятельность Дмитрий Михайлович неоднократно награждался «Золотыми медалями».

Благодаря своим архитектурным особенностям дом был отнесен к разряду ценных объектов историко-градостроительной среды, подлежащих сохранению. Лидия Александровна пригласила для подтверждения статуса дома специалистов из научно-исследовательского предприятия «Этнос» и Музея истории художественных промыслов Нижегородской области. Все специалисты в своих заключениях отметили, что дом обладает достаточными признаками ценного объекта и параметрами для его сохранения. Об этом свидетельствовали редкая глухая резьба на фронтоне мансарды, а также единственный сохранившийся в Нижнем Новгороде элемент деревянной архитектуры - бельведер. В 1998 году дом №46 и флигель (дом №46-а), создающие вместе с брандмауэром и придомовой территорией образец городской усадьбы ХIХ века, были отнесены к ценным объектам, подлежащим сохранению.
Однако областное управление государственной охраны культурного наследия не относит его к ценным объектам. Это то самое управление, которое одобрило уничтожение другого объекта культурного наследия – вырубку  части Автозаводского парка ради коммерческого развлекательного аква-комплекса, что было признано судом незаконным, но управление не согласно с этим решением. Создается впечатление, что нижегородское Управление по охране культурного наследия не охраняет наше культурное и историческое наследие, а активно выдает разрешения на его уничтожение ради коммерческих проектов, стоимостью в сотни миллионов рублей.
В данном случае уничтожение дома Бурмистровых определенно, нанесет ущерб нижегородскому культурному наследию, поскольку этот дом по-прежнему обладает раритетными архитектурными элементами.

Проблема «Дома купцов Бурмистровых», несомненно, выходит за рамки сохранения данного архитектурно-исторического строения. Нижний Новгород как исторический город постепенно исчезает с лица земли под натиском коммерческой застройки. Под угрозой уничтожения не только дома, но и парки, скверы, также являющиеся олбъектами культурного наследия, которые хотя безжалостно вырубить ради многомиллионных коммерческих проектов, как, например, часть Автозаводского парка,  или  ради распила и воровства бюджетных средств, как происходит в случае с Кулибинским парком.
 Почему государственные органы, призванные стоять на страже отечественного культурного наследия, в частности нижегородское управление государственной охраны объектов культурного наследия, на практике защищает коммерческие интересы частных застройщиков? Когда будет положен конец всепоглощающей и всеразрушающей коррупции?
Только ответственность, солидарность и самоорганизация народа в борьбе против коррупции может привести к победе.

Использованные источники:
С. Забалуева. Дом на Новой // Полезная площадь, 2007



Комментариев нет:

Отправить комментарий