Парк
был заложен в 1899 году к 100-летию рождения А.С. Пушкина. Решением
Нижегородского областного Совета народных депутатов от 31 августа 1993
года № 288-м Пушкинский сад, под наименованием «Парк, заложенный в
память Александра Сергеевича Пушкина», объявлен памятником истории
местного (областного) значения, что подтверждено также постановлением
Законодательного собрания Нижегородской области от 25 февраля 1999 года №
36. В соответствии с ныне действующим законодательством он является
объектом культурного наследия (памятником истории и культуры)
регионального значения.
Основная
угроза парку Пушкина исходит от проекта строительства в парке нового
оперного театра. Впервые идея такого проекта появилась в 2006 году. В
2007 году из областного бюджета уже были выделены 65 млн. рублей на
начало реализации проекта строительства нового здания театра. 25 июня
2008 года Городская дума изменила зонирование половины территории парка
Пушкина с парковой рекреационной зоны (Р2) на зону деловой активности
(Ц1). Такое изменение зонирования позволяет вырубить все зеленые
насаждения, не нарушая при этом закон об охране зеленых насаждений.
Это решение городских депутатов было обжаловано 28 января 2009 г. прокуратурой в суд, поскольку решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки было произведено без учета функционального зонирования территорий, определенных Генеральным планом развития Н.Новгорода, что является нарушением требований Градостроительного кодекса РФ. Однако суд выступил, как почти всегда бывает, когда речь идет о сотнях миллионов рублей инвестиций, на стороне застройщика и администрации.
Стоимость реализации проекта строительства составляет 1,6 млрд. рублей. Финансирование должно осуществляться из бюджета Нижегородской области. Проект нового тетра разрабатывает московский Головной проектный и научно-исследовательский институт Российской академии наук (ГИПРОНИИ РАН). За выполнение проектно-изыскательских работ ГИПРОНИИ должен получить 149 млн. 953,099 тыс. рублей. В этому году стало известно, что проект нового оперного театра готов, за него уже уплачено 140 миллионов рублей, и, как сообщил министр строительства Нижегородской области Владимир Челомин, предстоит заплатить еще 17 миллионов.
Пока
что нижегородская общественность в окончательном варианте этого проекта
не видела, в том числе и депутаты, голосовавшие за смену зонирования
парка ради этого проекта. Общественные слушания по проекту были
организованы в здании старого Оперного театра, руководство и коллектив
которого активно выступают за переезд, и которым, к тому же не сообщили о
предстоящей вырубке около 500 деревьев, ради строительства здания
нового театра.
После
получения проекта областной администрацией, он будет передан на
государственную экспертизу, после чего будет выдано разрешение на
строительство.
Реализации
этого проекта до сих пор мешала отнюдь не нехватка средств в бюджете, а
активный протест нижегородской общественности против уничтожения парка,
и бюрократические проволочки, связанные с необходимостью возвращения
сданной в аренду под аттракционы территории парка и выкупа здания,
принадлежащего НОО охотников и рыболовов, в котором находился ресторан
«Онегин». К настоящему моменту эти вопросы решены, территория полностью
очищена от арендаторов и готова для застройки.
Активные
выступления против уничтожения парка начались с принятия Гордумой
решения об изменении зонирования половины территории парка в 2008 году. В
самом парке проводись митинги и пикеты против строительства,
организованные общественной организацией «Биоэтика», в которых принимали
участие депутаты Гордумы и Законодательного собрания от НРО КПРФ,
движения «Автономное действие», «Вперед», РКСМб, жилищное движение
«Солидарность», также митинги протеста организовывали депутаты партии
«Справедливая Россия» в Н.Новгороде, кроме этого экологические активисты
собрали несколько сотен подписей нижегородцев против вырубки парка.
Осенью
2012 года депутат Гордумы М. Барковский, председатель думского комитета
по экологии, сообщил журналистам: «По парку Пушкина принято взвешенное
решение, о котором на нашей встрече мне сообщил губернатор Нижегородской
области В.П. Шанцев. Оперного театра в парке Пушкина не будет».
Однако
ранее, в июле 2011 года губернатор Нижегородской области В. Шанцев
выступил против строительства здания театра оперы и балета им.Пушкина за
пределами центра Нижнего Новгорода. Он отметил, что все нижегородские
деятели культуры выступают не только за строительство нового здания
театра, но и за его строительство именно в парке Пушкина.
Официальных
комментариев непосредственно от самого губернатора по этому поводу не
последовало. В то же самое время, осенью 2012 года в парке проводились
изыскательские гидрогеологические работы. Буровые установки брали пробы
грунта. Рабочие открыто говорили, что здесь готовится начало
строительства оперного театра. Ордер на проведение изыскательских работ
был выдан администрацией Советского района Н.Новгорода по заказу
правительства Нижегородской области. Учитывая реально идущие
подготовительные работы, а также тот факт, что почти 150 миллионов
рублей за проект театра, выполненный именно в привязке к парку Пушкина,
уже заплачены, есть существенные основания сомневаться в словах М.
Барковского о том, что строительства в парке не будет.
О
том, что решение о строительстве театра в парке Пушкина принято, и
никто его не отменял, говорил в декабре 2012 г на пресс-конференции и Вадим ВОРОНКОВ, заслуженный архитектор РСФСР, главный архитектор Горького в 1961-1986 гг.:
«Меня
очень беспокоит принятое решение о размещении оперного театра в садике
Пушкина. Первое: это засыпанный овраг, глубиной до 30 метров. Все
прелести этого всегда будут работать на этот театр, если он там встанет.
Никакие геологические изыскания не покажут, что находится в этом месте
под землей. Отсюда будут исходить испарения, в театре начнут мокнуть и
покрываться грибком стены, и театр всегда будет находиться в
неблагоприятнейших микроклиматических условиях.
Второе: по организации работ, - мы имеем достаточно опыта, чтобы это
оценить, - садика не будет просто по условиям производства работ. При
строительстве застройщики срежут минимум полпарка. По-другому просто не
выйдет. Есть такое понятие, как организация производства. Строителям
надо где-то поставить краны, сложить стройматериалы, поэтому все, что
там растет, будет строителям мешать. Даже очень искусный строитель,
которых в городе у нас пока не существует, не сможет построить там
театр, не навредив природе. В Канаде, например, я, конечно, видел, как
можно строить без ущерба для зеленых насаждений, но там они тратят
сумасшедшие деньги для их сохранения. Там действуют жесточайшие законы! И
от них не открутишься! Можно угодить даже в тюремное заключение на
шесть месяцев за нанесенный природе вред.
Третье: никогда на Генплане это место не обозначалось как знаковое место. Оно случайное, проходное место, неудобное для посещения. Там нет и не будет никогда станции метрополитена. Там нет и не будет никогда удобных подходов (потому что, чтобы их сделать, надо вырубить много деревьев). Если, допустим нынешний оперный театр находится на перекрестке двух городских магистралей, что получилось здорово, то выбранное теперь место – случайное. Чей-то каприз.
Третье: никогда на Генплане это место не обозначалось как знаковое место. Оно случайное, проходное место, неудобное для посещения. Там нет и не будет никогда станции метрополитена. Там нет и не будет никогда удобных подходов (потому что, чтобы их сделать, надо вырубить много деревьев). Если, допустим нынешний оперный театр находится на перекрестке двух городских магистралей, что получилось здорово, то выбранное теперь место – случайное. Чей-то каприз.
Поэтому
эти вещи надо сначала очень хорошо взвесить, а потом только тратить
деньги на проектирование и на строительство. Решениям, которые наспех
принимаются, должны предшествовать исследования: и социальное
исследование, если делать, то что здесь нужно. И второе: возможно ли
это, и во что это потом обойдется и как это поведет себя потом».
К
счастью, в случае с парком Пушкина застройщикам не удалось создать миф,
будто все деревья, предназначенные для вырубки, засохшие, да и
деревьев-то всего несколько штук. В феврале 2012 г. стало известно, что
к вырубке приготовлены 484 дерева, причем стоимость работ по вырубке
составляет 58 млн. рублей. Комиссия, организованная депутатами Городской
думы и комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов провела
исследование, в результате которого было установлено, что 437 деревьев,
попадающих под вырубку, абсолютно здоровы, 30 находятся в
удовлетворительном состоянии и только 17 аварийные. Среди здоровых
деревьев при положительном решении о строительстве в парке театра оперы и
балета будет вырублено 317 берез и 91 липа. Об этом сообщил
председатель городского комитета охраны окружающей среды Лев Лаптев. Но
даже это число не является окончательным, т.к. вырубать деревья
наверняка придется еще и под другие объекты, например, для автомобильных
парковок.
Таким
образом, очевидно, что в случае строительства в парке от самого парка
ничего не останется. Если вспомнить слова В.Б. Темнухина, то в данном
случае мы видим пример ландшафтного подхода к преобразованию парка, при
котором его экологическая ценность полностью утрачивается. Например,
ради организации подъездов и подходов к театру запланировано уничтожение
березовых аллей, высаженных еще в конце 19 - начале 20 века.
Проектировщики ведут себя так, будто строят не в парке, а на пустыре.
Проект
еще не получил окончательного одобрения нижегородских властей, часть
депутатов высказывается против его реализации, но за начало
строительства говорят уже затраченные сотни миллионов рублей на
проектирование. Конечно, проект можно доработать применительно к другому
месту, и такие предложения были озвучены. Думается, что и в этом случае
важна широкая поддержка общественностью Н.Новгорода решения запретить
строительство в Парке Пушкина.
В итоге
можно сделать вывод, что на протяжении уже более 10 лет паркам и
скверам в Н.Новгороде угрожает опасность вырубки в связи с планами
властей и бизнеса по их застройке, и только активная позиция
нижегородской общественности, - в основном это инициативные группы
нижегородцев, а не партии или движения, - заставляет власти идти на
пересмотр решений о вырубке и находить другие, экологичные варианты.
Существенным недостатком такой ситуации является разобщенность
инициативных групп, борющихся за сохранение тех или иных парков или
скверов. Как правило, это жители прилегающих к паркам микрорайонов,
которые отстаивают только «свой» парк. Такое положение выгодно властям,
которые стараются закрепить разобщение среди активистов по принципу
«свои» - «чужие», и благодаря этому манипулировать общественными мнением
в интересах застройщиков и лоббирования проектов застройки.
Очевидно,
что необходимо объединение активистов и инициативных групп в
общегородское движение, которое могло бы, кроме прочего, создать общую концепцию сохранения городских парков и скверов.
О необходимости такой концепции говорили и ученые, например старший
научный сотрудник отдела свода памятников государственного Института
искусствознания (г. Москва) Игорь Русакомский на пресс-конференции 22
ноября 2012 г. Как существует градостроительная концепция, так должна
существовать и концепция сохранения парков. Она должна опираться на
общественное мнение, которое как раз отчетливо выявляется в ситуациях,
когда паркам угрожает вырубка: как правило, общественность активно
выступает против уничтожения парков. В этом случае деятельность
активистов, защищающих парки от вырубки, проводится в рамках общей
концепции сохранения парков, и основана на своего рода социальном
заказе. Однако неразрешимым в существующих социально-экономических
условиях противоречием для реализации такой концепции являются
коммерческие интересы бизнеса, стремящегося извлечь быстрые прибыли за
счет строительства, и нежелание государства брать на себя бремя затрат
по содержанию парков и скверов. Локальные проблемы, связанные с тем или
иным конкретным проектом еще могут быть решены благодаря поиску
компромиссов между жителями, властями и застройщиками, но окончательное
разрешение этих противоречий, выход из этого тупика связан с гораздо
более кардинальными экономическими и политическими преобразованиями в
государстве и обществе.См.также:
Уплотнительная застройка и планы вырубки парков в Н.Новгороде. Обзор на конец 2012 года. Часть 1 Стройки во дворах.
Уплотнительная застройка и планы вырубки парков в Н.Новгороде. Часть 2. Парк Кулибина
Планы вырубки парков в Н.Новгороде. Обзор на конец 2012 года. Часть 3.1. Автозаводский парк
Планы вырубки парков в Н.Новгороде. Часть 3.2. Автозаводский парк
Планы вырубки парков в Н.Новгороде. Обзор на конец 2012 года. Часть 4. Парк Пушкина
Комментариев нет:
Отправить комментарий